Есть такая серьезная наука — самолетовождение. На самом деле — это не инструкция, как пилотировать самолет.
Книга для служебного пользования, то есть размахивать ей в ближайшем торговом центре не рекомендовалось
В этой книжке, кроме чисто практических рекомендаций, было много вот такой, заумной теории
Одним из важнейших моментов в самолетовождении является сохранение ориентировки в полете. Причем, эта самая ориентировка предполагается, как на местности, по пути передвижения воздушного судна, так и пространственная. Когда летчик ориентируется, где у него верх, а где низ. Где небо, а где земля, проще говоря.
С визуальной ориентировкой на местности все ясно.
Есть полетная карта, которая всегда с летчиком, на ней нанесен маршрут и имеются все ориентиры, по которым пилот должен вести визуальную ориентировку. Визуальной ориентировкой называется определение местонахождения самолета по опознанным ориентирам
Есть также незаменимая навигационная линейка, с помощью которой рассчитывались все параметры, которые могли потребоваться в конкретном полете. Для штурмана - это постоянный инструмент, которым он пользуется в каждом полете. Бывали случаи, когда и летчик вынужден был доставать ее в кабине
А в полете уже летчик и штурман начинают применять знания почерпнутые из наставления по самолетовождению, используя разные приемчики
Для полетов ночью специально разработаны таблицы световых ориентиров с указанием дальности их обнаружения. Если летчик знает, что в этом месте на таком то удалении он должен увидеть характерные огоньки, а их нет... значит непорядок и надо определяться, по какой причине это происходит
Я уже рассказывал, что значит отнестись к этому халатно. Эцых с гвоздями обеспечен. И это в лучшем случае. Редко, но бывали ситуации, когда пилот вынужден был катапультироваться. Так и не определившись, где он находится и выработав всю горючку.
Вообще, с этими ситуациями, в смысле со способами ориентировки, в авиации накопилось много советов и баек. Когда я учился в училище, нам на полном серьезе старые преподаватели в чинах зачитывали под диктовку инструкции по методам восстановления ориентировки на местности. И одним из пунктов значился — методом опроса местных жителей.
Заблудились ребята, самолет и скорость позволяет, приземлились, опросили грибников, а теперь - вперед и выше...
На наши удивленные вопросы ответ был один. Инструкция составлялась давно и на момент ее издания это было актуально. Сел на поле у околицы, вылез, поспрашивал проезжающих на телеге товарищей, определил свое место и порядок.
Еще, не менее интересный метод — прочитать название жд станции или полустанка, вывеску на магазине. Имеется ввиду, снизился до двух метров и летишь себе мимо вывески. Да-а-а. Им можно было, у них скорости были другие.
Летишь вот так, читаешь названия населенных пунктов
Опа-на - а Париж то здесь откуда, куда же это меня занесло без визы-то, скандал международный намечается... А что там дальше виднеется...
Да нет... не заграница. Похоже наши это места...
И вот в такой момент понимаешь... все... долетались... Как в фольклорной песенке - Прилетели, мягко сели - высылайте запчястя. Три мотора, два тумблера, фюзюляж и плоскостя...
Кстати, еще один архаичный момент, который навсегда остался в летной практике. Летчики летают в перчатках. Всегда. К этому приучают, что называется, с пеленок. И перчатки для полетов специальные делаются — из очень тонкой, хорошо выделанной кожи. Мягкие чтобы были.
Начиная со второго курса училища в них щеголяли, как только получали летное обмундирование
А это зимний вариант... Но в них мы летали редко, если уж совсем холодно было. Толстоваты они были, чтобы тумблерами щелкать...
А это перчатки для полетов в стратосферу. В них вмонтированы декомпрессионные элементы, которые надуваются при разгерметизации и не дают сосудам на ладонях лопаться. Действуют безотказно. На себе испытал... Был такой момент в моей летной практике. Все сосуды оказались целыми в итоге...
Так вот. История этой традиции такова. Поскольку, на заре авиации летали на таких аппаратах, где трубки с горячей гидражкой открытыми проходили через кабину, эти трубки порой трескались и горячая жидкость плескала на пилота. В этом случае, перчатки его надежно защищали от ожогов. Трубки давно спрятали, а традиция осталась.
По крайней мере, мне так объясняли старшие товарищи и не верить им у меня причины нет.
Самые жуткие последствия ждут в случае потери пространственной ориентировки.
Это очень опасное и неприятнейшее происшествие.
Причин разных много. И все они связаны с авиационной психологией. По этому поводу существует даже специальная методичка — как не попасть в такую ситуацию и что делать, если это, не дай …, случилось.
Эти ситуации связаны с тем, что летчик перестает верить приборам и по его субъективным ощущениям ему кажется, что лететь надо совсем в другую сторону. Как правило, в результате, он переворачивает самолет, который быстро начинает терять высоту.
У нас, в одном из родственных полков, на взлете так погиб командир полка, опытнейший пилот. Облачность была низкая, отказал авиагоризонт и, хотя, есть дублирующие приборы, он им не поверил, вывалился из облаков на высоте 100 метров головой вниз и сделать уже ничего не успел.
Наиболее часто случающееся подобное происшествие происходит в темную, безлунную и безоблачную ночь. Может случиться так, что даже экипаж из нескольких человек путает стороны. Небо и землю.
Я проверял на себе. Строго по методичке. Сверху океан звезд, снизу темная поверхность без единого огонька. Для пустынных местностей и воды — это обычное дело.
Поднимаю голову вверх и смотрю на звезды в течение секунд 20-30. Затем медленно перевожу взгляд вбок и вниз.
И все!!! Внизу океан звезд! В первую милисекунду рука дергается. Но, поскольку, я это делаю специально и готов к такому эффекту, я сдерживаюсь и пытаюсь отвлечься.
Но, скажу я вам, ощущения пренеприятнейшие.
А как от этого отвлечься. Конечно же, подумать о вкусной и смачной пище. Один из вариантов такой пищи, который у меня всегда неплохо получался — говяжья печень жареная кусками в соусе.
Не знаю, почему. Но, даже написав эти строчки, я испытываю обильное слюноотделение. Может быть, потому что знаю насколько это вкусно.
Итак.
- Для этого блюда берется хороший кусок говяжьей печени, килограмма на полтора. Перед разделкой его требуется хорошо вымочить. Можно просто в воде, но лучше всего вымочить этот кусок в молоке. Процесс должен занять не меньше двух часов. Кровь из куска надо удалить по максимуму.
- Перед окончательной разделкой из печени удаляются все прожилки, пленки и сосуды. Должна остаться только печеночная мякоть.
- В итоге большой кусок разделывается на пластины, толщиной не менее 5 мм. Ширина такого кусочка желательна 3-4 см, а длина — 5-7 см.
- Перед обжаркой в сковороде каждый кусочек надо обвалять в манной крупе. Именно — в манной, это принципиально важно для вкуса всего блюда.
- При обжаривании печени важно не перестараться. Кусочки должны находиться на сковородке не больше одной минуты, с учетом термической обработки обеих сторон. Долгая жарка приведет к твердой, сухой и невкусной печени.
- Снимая кусочек со сковороды требуется подержать его в вертикальном положении над ней, давая максимально стечь маслу, в котором он жарился.
- Обжаренные кусочки складываются в жаровню или кастрюлю.
- Заранее приготовленный репчатый лук режется полукольцами и слегка обжаривается в том же масле, в котором только что жарилась печень.
- В него добавляется сметана, сливки или молоко, в зависимости от предпочтения.
- Если добавлялась сметана, то дополнительно требуется налить воду.
- Приготовленный соус требуется посолить и, при желании, поперчить. После чего, залить в обжаренную печень. Соус должен покрывать печень полностью. Надо учитывать, что во время тушения манная крупа будет разбухать, забирая воду.
- Держать на медленном огне кастрюлю с печенью надо не меньше 30-40 минут, не давая пригорать.
Уверяю вас. С таким питанием никакая потеря пространственной ориентировки вам не грозит.
С наилучшими пожеланиями. Ваш военный пилот Владимир Владимиров.
Посмотреть книгу и оставить отзывы можно здесь - https://ridero.ru/books/zapiski_voennogo_pilota/
Комментариев нет:
Отправить комментарий