Что такое для летчика небо? Хорошо помню тот, поистине щенячий восторг, который я испытал при первом взлете на учебном самолете Л-29, который пилотировал инструктор.
Это ощущение, оказывается, до сих пор живет во мне, в одном из романтических уголков моей, такой многогранной и неоднозначной, души.
Легендарный "Дельфин" - самолет Л-29, который дал путевку в небо десяткам тысяч молодых парней
На эЛ-ке, как мы называли свой первый самолет, курсант сидит впереди. Перед его глазами почти не виден нос самолета, то есть впереди открытое пространство, а по бокам, начиная с уровня диафрагмы, вообще ничего нет.
Передняя, курсантская кабина Л-29
Десятки тренировок на земле, казалось бы, ты сроднился с кабиной.
Переднее колесо поднято, но ты еще на земле
И вот он, момент взлета!!!!!!!!!! Да-да. Именно столько восклицательных знаков. Отрыв... И ты, вдруг, понимаешь, что ничего не понимаешь... Руки чешутся бросить ручку (управления полетом) и РУД (ручка управления двигателем) и немедленно вцепиться в борта.
Хорошо, что ты привязан, в смысле пристегнут парашютными ремнями и ремнями кресла. Их притягивают, чтобы у спины люфта не было, иначе при катапультировании перелом позвоночника, или, как минимум, смещение позвонков обеспечены.
Дыхание перехватывает и хорошо, что в маску постоянно подается кислород. Глаза... Думаю, если снять в это время мою физиономию, получилось бы комично. Ужас вперемежку с восторгом. Ну, как же, фактически, по ощущениям первичным получается, что тебя в кресле оторвали от земли и быстро-быстро тащат вверх. А вокруг пустота.
Через какое-то время, когда земля уже не несется под тобой, удаляясь, а плывет внизу красивейшей картинкой и вокруг тебя... просто невообразимый простор и синь... возникает чистый восторг.
Страха уже никакого нет, его отголоски появляются только тогда, когда инструктор просит тебя взяться за ручку управления и попилотировать, ты же сотни раз это делал на тренажере. Ты хватаешься за ручку и... и все, ровный полет превращается в какое-то барахтанье и ныряние с восхождениями.
Это потом тебя научат управлять самолетом двумя пальчиками. Именно так, я не преувеличиваю. Крепко, обнимая ладонью, за ручку держишься только на взлете, посадке и во время пилотажа, когда требуется резко менять положение самолета. А ровный, без рывков, полет получается только двумя пальчиками. Ох-х-х, сколько раз инструктор буквально орал в переговорное устройство — бро-о-сь ручку... так тебя растак и разэтак... видишь! Самолет сам летит.
Первый полет есть в жизни каждого летчика, а потом начинается работа. Учишься взлетать и садиться, учишься держать самолет на одной высоте длительное время, учишься красиво выполнять виражи, горки и перевороты... в общем, учишься жить в небе.
А небо то на самом деле внизу фотографии
И здесь все перевернуто с ног на голову
А эта фигура вообще "колокол" называется
Вот и перегрузки во время пилотажа. Вон как челюсть отвисла. Кислородную маску-то одевать надо, не нарушать инструкцию. А многие, чего уж там - баловались, игнорировали...
И все это время небо с тобой. Что бы не случилось на земле, ты взлетаешь и все эти земные мелочи уходят куда-то далеко, ведь теперь у тебя есть небо, а ты у него. Ты с ним общаешься, любуешься, удивляешься, какое оно разное.
Конечно, наверняка, у каждого пилота свое восприятие неба. Не принято у нас было, как-то, попусту трепаться на эту тему. Хотя, особо запоминающимися моментами могли поделиться, но без пафоса. Стихи на взлетке не декламировали.
А вот такими мы были в реальности в начале 70-х
Для меня особо памятными моментами были, конечно же, полеты на малой и предельно-малой высоте, когда ситуация в кабине и за бортом меняется даже не в секунды, а в милисекунды и ты должен все это контролировать и моментально принимать решения.
А в воздушном небе — полеты в зоне вокруг кучевых облаков, их облет, когда кажется, что вот дотронуться можно до этой такой мощной белизны, а ты раз и чиркнул ее крылом и оказалась она легкой и невесомой. Не зря же плывет в небе.
Еще, связанное с облаками — при полете по маршруту, когда ровные участки имеют большую протяженность и летишь прямо по верхнему краю сплошной облачности — приспуститься на метр-полтора, чтобы из облаков торчала только твоя голова, а крыльев не видно! Получалось прикольно.
Один из самых запомнившихся моментов... На МиГ-25 летали мы высоко, на 20-22 километрах. Набирали после взлета высоту быстро. 30 секунд и ты на 10 тысячах метров, 3 минуты и вот они двадцать тысяч над поверхностью земли.
Вот такой вид открывался в переднее лобовое стекло МиГ-25 на высоте 22 км
А это тот же ракурс, в смысле в лобовое стекло, только на развороте с креном около 45 градусов
А вот, спускаться приходилось медленно, надо было дать самолету и его конструкциям остыть, ведь при полете на скорости 3000 км/час он очень сильно нагревался, до нескольких сот градусов.
При спуске требовалось делать несколько площадок и во время снижения не создавать большую вертикальную скорость. В результате была возможность полюбоваться красотами за бортом.
Выпало как-то мне заканчивать вылет в сумерки. В это время наверху, на 20-15 км вовсю сияет солнце, оно сдвинулось к закату, но светит прилично.
Снижаюсь до 10 тысяч метров, делаю площадку, а солнце-то, оказывается быстро начинает опускаться к горизонту, фактически лежит на нем.
Продолжаю снижение и вот на этом этапе начинается самое интересно. За очень короткий промежуток времени наблюдаешь, как солнце резко заходит за горизонт
наступают сумерки, которые быстро густеют и в какой-то момент ты начинаешь буквально погружаться в темноту. Ощущение именно такое, что ты погружаешься в темноту, как в воду. Садишься уже с прожекторами и выпущенными фарами.
Все это накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Даже сейчас, спустя много лет, как я расстался с летной работой, я смотрю на небо совершенно другими глазами, чем обычный человек. Честно скажу, порой оно зовет. Особенно ночью.
У летчиков есть такой анекдот:
А что нужно для покушать, когда времени нет, а жрать, ну, очень сильно хочется. Чего-нибудь горячего, которое можно приготовить быстро.
Наиболее простой вариант — жареная картошка. Ее быстрому и правильному приготовлению я научился еще курсантом, будучи в наряде на кухне. Делали это мы поздней ночью, когда все убрано, помыто и прибрано.
Для нормальной порции, которую можно пожарить в стандартной сковороде, требуется 6 — 9 больших картофелин, размером с яблоко и одна средняя луковица. Соль, как всегда, добавляется по вкусу. Также нужен острый нож из хорошей стали.
С наилучшими пожеланиями. Ваш военный пилот Владимир Владимиров
Посмотреть книгу и оставить отзывы можно здесь - https://ridero.ru/books/zapiski_voennogo_pilota/
Это ощущение, оказывается, до сих пор живет во мне, в одном из романтических уголков моей, такой многогранной и неоднозначной, души.
Легендарный "Дельфин" - самолет Л-29, который дал путевку в небо десяткам тысяч молодых парней
На эЛ-ке, как мы называли свой первый самолет, курсант сидит впереди. Перед его глазами почти не виден нос самолета, то есть впереди открытое пространство, а по бокам, начиная с уровня диафрагмы, вообще ничего нет.
Десятки тренировок на земле, казалось бы, ты сроднился с кабиной.
Самолет на старте, получено разрешение на взлет, РУД вперед до отказа и отпускаешь тормоз... В мое время на эЛках летали с полевых аэродромах, как на этом фото
Переднее колесо поднято, но ты еще на земле
И вот он, момент взлета!!!!!!!!!! Да-да. Именно столько восклицательных знаков. Отрыв... И ты, вдруг, понимаешь, что ничего не понимаешь... Руки чешутся бросить ручку (управления полетом) и РУД (ручка управления двигателем) и немедленно вцепиться в борта.
Хорошо, что ты привязан, в смысле пристегнут парашютными ремнями и ремнями кресла. Их притягивают, чтобы у спины люфта не было, иначе при катапультировании перелом позвоночника, или, как минимум, смещение позвонков обеспечены.
Дыхание перехватывает и хорошо, что в маску постоянно подается кислород. Глаза... Думаю, если снять в это время мою физиономию, получилось бы комично. Ужас вперемежку с восторгом. Ну, как же, фактически, по ощущениям первичным получается, что тебя в кресле оторвали от земли и быстро-быстро тащат вверх. А вокруг пустота.
Через какое-то время, когда земля уже не несется под тобой, удаляясь, а плывет внизу красивейшей картинкой и вокруг тебя... просто невообразимый простор и синь... возникает чистый восторг.
Страха уже никакого нет, его отголоски появляются только тогда, когда инструктор просит тебя взяться за ручку управления и попилотировать, ты же сотни раз это делал на тренажере. Ты хватаешься за ручку и... и все, ровный полет превращается в какое-то барахтанье и ныряние с восхождениями.
Это потом тебя научат управлять самолетом двумя пальчиками. Именно так, я не преувеличиваю. Крепко, обнимая ладонью, за ручку держишься только на взлете, посадке и во время пилотажа, когда требуется резко менять положение самолета. А ровный, без рывков, полет получается только двумя пальчиками. Ох-х-х, сколько раз инструктор буквально орал в переговорное устройство — бро-о-сь ручку... так тебя растак и разэтак... видишь! Самолет сам летит.
Первый полет есть в жизни каждого летчика, а потом начинается работа. Учишься взлетать и садиться, учишься держать самолет на одной высоте длительное время, учишься красиво выполнять виражи, горки и перевороты... в общем, учишься жить в небе.
А небо то на самом деле внизу фотографии
И здесь все перевернуто с ног на голову
А эта фигура вообще "колокол" называется
Вот и перегрузки во время пилотажа. Вон как челюсть отвисла. Кислородную маску-то одевать надо, не нарушать инструкцию. А многие, чего уж там - баловались, игнорировали...
И все это время небо с тобой. Что бы не случилось на земле, ты взлетаешь и все эти земные мелочи уходят куда-то далеко, ведь теперь у тебя есть небо, а ты у него. Ты с ним общаешься, любуешься, удивляешься, какое оно разное.
Конечно, наверняка, у каждого пилота свое восприятие неба. Не принято у нас было, как-то, попусту трепаться на эту тему. Хотя, особо запоминающимися моментами могли поделиться, но без пафоса. Стихи на взлетке не декламировали.
А вот такими мы были в реальности в начале 70-х
Для меня особо памятными моментами были, конечно же, полеты на малой и предельно-малой высоте, когда ситуация в кабине и за бортом меняется даже не в секунды, а в милисекунды и ты должен все это контролировать и моментально принимать решения.
А в воздушном небе — полеты в зоне вокруг кучевых облаков, их облет, когда кажется, что вот дотронуться можно до этой такой мощной белизны, а ты раз и чиркнул ее крылом и оказалась она легкой и невесомой. Не зря же плывет в небе.
Еще, связанное с облаками — при полете по маршруту, когда ровные участки имеют большую протяженность и летишь прямо по верхнему краю сплошной облачности — приспуститься на метр-полтора, чтобы из облаков торчала только твоя голова, а крыльев не видно! Получалось прикольно.
Один из самых запомнившихся моментов... На МиГ-25 летали мы высоко, на 20-22 километрах. Набирали после взлета высоту быстро. 30 секунд и ты на 10 тысячах метров, 3 минуты и вот они двадцать тысяч над поверхностью земли.
Вот такой вид открывался в переднее лобовое стекло МиГ-25 на высоте 22 км
А это тот же ракурс, в смысле в лобовое стекло, только на развороте с креном около 45 градусов
А вот, спускаться приходилось медленно, надо было дать самолету и его конструкциям остыть, ведь при полете на скорости 3000 км/час он очень сильно нагревался, до нескольких сот градусов.
При спуске требовалось делать несколько площадок и во время снижения не создавать большую вертикальную скорость. В результате была возможность полюбоваться красотами за бортом.
Выпало как-то мне заканчивать вылет в сумерки. В это время наверху, на 20-15 км вовсю сияет солнце, оно сдвинулось к закату, но светит прилично.
Снижаюсь до 10 тысяч метров, делаю площадку, а солнце-то, оказывается быстро начинает опускаться к горизонту, фактически лежит на нем.
Продолжаю снижение и вот на этом этапе начинается самое интересно. За очень короткий промежуток времени наблюдаешь, как солнце резко заходит за горизонт
наступают сумерки, которые быстро густеют и в какой-то момент ты начинаешь буквально погружаться в темноту. Ощущение именно такое, что ты погружаешься в темноту, как в воду. Садишься уже с прожекторами и выпущенными фарами.
Все это накладывает отпечаток на всю оставшуюся жизнь. Даже сейчас, спустя много лет, как я расстался с летной работой, я смотрю на небо совершенно другими глазами, чем обычный человек. Честно скажу, порой оно зовет. Особенно ночью.
У летчиков есть такой анекдот:
- Сидят пилоты в классе (у каждой эскадрильи в полку свой класс, обязательно, это родное помещение, в котором проходит большая часть летной службы). Рядом в кабинете старшие начальники. Командир говорит замполиту - «Послушай, о чем они там говорят», тот прикладывает ухо к стенке - «О бабах», в ответ - «Ну, вот и славно, все хорошо». Так повторяется несколько раз. В какой-то из моментов, растерянный замполит заявляет - «Они о полетах заговорили». Командир срывается с места - «Вот ведь, епрст, как мы проглядели, опять напились».
А что нужно для покушать, когда времени нет, а жрать, ну, очень сильно хочется. Чего-нибудь горячего, которое можно приготовить быстро.
Наиболее простой вариант — жареная картошка. Ее быстрому и правильному приготовлению я научился еще курсантом, будучи в наряде на кухне. Делали это мы поздней ночью, когда все убрано, помыто и прибрано.
- Картофель и лук почистить, складывая их в миску с холодной водой (чтобы картофель не синел).
- Сковороду установить на сильный огонь, добавив в нее три ложки подсолнечного масла. Масла должно быть в меру. Не мало — иначе все будет подгорать и не слишком много, тогда в поджаренной массе будет много пережаренного жира, а это плохо для желудка и поджелудочной.
- Пока сковорода нагревается, быстро нарезаешь картофель. Есть несколько способов. В зависимости от настроения я беру картофелину и строгаю ее пластинками толщиной не больше 2 мм. Или разрезаю ее повдоль на три-четыре пластины, а затем эти пластины нарезаю на брусочки. Мне нравится резать брусочки по длинной стороне.
- По мере нарезания, если масло уже хорошо разогрелось, я складываю накопившуюся часть в сковородку, тогда процесс жарки осуществляется равномерно, а масло не перегорает.
- Во время приготовления этого блюда далеко от плиты лучше не отходить. Помешивать картофель требуется лопаточкой, контролируя степень поджаренности нарезанных частиц.
- Если не частить, то, где-то, после третьего помешивания можно забросить порезанный лук и все посолить. После этого надо хорошо перемешать картошку с луком.
- Еще одно-два помешивания и жареный картофель готов. Если все сделано правильно, то основная масса должна покрыться корочкой и распадаться на отдельные составляющие, а не быть слипшейся массой.
- Жареный картофель с луком (это описано выше, но там два варианта нарезки картофеля, так что помечаем — один а и один б).
- Тот же жареный картофель, только без лука. Очень интересный вариант и порой он мне нравится больше. Вкус у них абсолютно разный.
- Жареный картофель на свиных шкварках. На любителя и по состоянию здоровья. Хотя, считается, что это классический вариант. Особенность приготовления в том, что сало мелко режется, обжаривается первым, но до полуготовности, после чего загружается картофель, иначе шкварки могут просто сгореть и все надо будет выбрасывать.
- Жареный картофель с грибами. Вначале отвариваются и нарезаются грибы, затем чистится и нарезается картофель, дальше процедура такая же, как и с первым вариантом. Грибы отправляются к картошке после второго перемешивания.
- Для любителей экзотики и барбулетов возможен вариант жареного картофеля с помидорами. Все как в первом варианте, только помидоры, нарезанные узкими дольками загружаются в сковороду после лука, потому что они сразу дадут сок и если много перемешивать, получится каша.
- Любимый мой вариант. Жареный картофель с мясом. Это для гурманов. Вначале обжаривается мясо, порезанное пластинками 2х3 см, толщиной 5 мм, также до полуготовности и дальше все по первому варианту.
С наилучшими пожеланиями. Ваш военный пилот Владимир Владимиров
Посмотреть книгу и оставить отзывы можно здесь - https://ridero.ru/books/zapiski_voennogo_pilota/
Красиво и вкусно пишете г-н Королев !!!!!!!!!!!!!!
ОтветитьУдалитьСпасибо, Толик, за добрые слова! Только один ты меня и понимаешь!
ОтветитьУдалить